[данные засекречены]
В прошлой записи я говорила о том, что нужно для создания хорошего Внутреннего Конфликта. И все-таки, даже придерживаясь рецепта точно, можно попасть впросак. Сегодня я расскажу о маленьких, но вредных нюансах, которые делают скучным даже очень хороший Конфликт.
Один из них - "рояль в кустах".
Автор долго обрисовывает Маше мрачные перспективы выбора пасты, бедная Маша мучается, а потом внезапно прилетают зелюки и спасают всех котят оптом. Маша радостно чистит зубы розовой пастой и на тридцати авторских листах гуляет по прекрасному раю. А зрителей почему-то терзает странное ощущение, что их наипали...
"Рояль в кустах" - это фактор, неизвестный персонажу и зрителю в начале истории (да что там греха таить, автору тоже, мнехехе), который:
...снижает ставку Конфликта.
...снижает равнозначность вариантов Выбора для персонажа в сторону правильного варианта.
...делает Выбор за персонажа.
Хотя Конфликт еще не закончен! А ты, персонаж, постой-ка в сторонке, пока Его Блестящество Рояль выступает!
Авторы стыдливо прячут рояли в кустах по двум причинам: не продумали Решение Конфликта или на середине драмы внезапно стало жаль персонажа.
Следите за ходом мысли. Мне приснился офигенный Конфликт! Котята или рай! А потом... потом... ну, что нибудь придумаю... главное - записать, пока из головы не вылетело! Тэкс, теперь персонаж... Ну, пусть зовут Маша, как и меня... и характер, как у меня... Эээ! Это что еще такое?! То есть дальше мне прийдется описывать, как я, тьфу, то есть Маша, терзаюсь совестью в раю? Или того хуже, горю в аду ради котят?! Боже, за что мне эта жопа?! Так! Прилетели зелюканы и всех спасли! А теперь описание рая на тридцати страницах, мне нужно отойти от шока...
Принцип создания Выбора такой же, как принцип боевых искуств. Не хочешь синяков у противника - не бей. Не хочешь расхлебывать последствия Выбора - не влазь. Если же эта жопа таки произошла и удалять свой труд рука не поднимается (и мучать персонажа тоже), то тут есть три варианта:
а) экскалация Конфликта. Срочно вымарать 29 страниц описания рая. И после одного абзаца райского счастья подтвердить сомнения зрителя. Да, таки наипали. Проклятые зелюки обманули Машу, всем котятам грозит гибель и у Маши теперь есть только тридцать пять минут, чтобы взломать сейф Гавриила. А вы думали, что Конфликт закончился? Мняхехехе... Это была присказка, деточка...
Подвох: оттягивать таким образом решение Конфликта вечно не получится.
б) продолжить Конфликт внутри персонажа несмотря на то, что внешних причин для него уже нет. Маша еще со школы была серьезной девочкой, склонной к самоанализу. Пусть зелюкане спасли всех, она все равно не могла успокоиться - слишком сильно изменил ее так и неразрешенный Конфликт. Какой выбор был бы правильным? Маша медитировала десять лет и однажды ее настиг дзен. С тех пор Маша по ночам одевает плащ Бетмена и отправляется спасать котят на ночных улицах рая.
Подвох: сдвиги в личности Маши, которые толкнули ее на продолжение Конфликта после "рояля", должны быть описаны до него.
в)"чудесное спасение". Не "вотзефак", а "чудесное спасение", родная сестра "рояля в кустах". Похожи, как близнецы, но есть одно принципиальное отличие. "Рояль" приходит до решения Конфликта, а "спасение" - после.
"Рояль": Маша мучительно выбирает, но тут в ванную прибегает ее брат Леша с радостным известием, что все котята спасены!
"Спасение": Маша выбрала. Пусть ей гореть в аду! Она не позволит обижать котят! Маша протягивает руку к зеленой пасте, но тут в ванную вбегает ее брат Леша с радостным известием, что все котята спасены!
Подвох: "чудесное спасение" оберегает персонажа от последствий Выбора и позволяет завершить Конфликт. Какой соблазн! Но этот фокус можно провернуть только раз. Сейчас автор в дамках, но при следущем Конфликте зритель будет ждать "чудесного спасения" и отмахиваться от страданий персонажа. И такими трудами накрученный Конфликт обернется пшиком.
Если же ни один из вариантов не подходит, то... жги, автор! Стучи клавишей Делейт! Ни в коем случае не давай читать! Иначе твое следующее творение зритель поставит обратно на полку, даже не просмотрев аннотацию.
Ааа... опять этот... наепщик-рояльщик... ОПЯТЬ ЗЕЛЮКИ, ДА?!

Итак, у нас есть пять способов выйти из Конфликта:
1)Конфликт завершен, персонаж расхлебывает последствия Выбора (он же "классический конфликт").
2)Конфликт завершен, персонаж спасен от последствий Выбора (он же "счастливое спасение").
5)Конфликт не завершен, персонаж спасен от последствий Выбора (он же "рояль в кустах").
3)Конфликт не завершен, ложное окончание Конфликта, персонаж спасен от последствий Выбора (пока), Конфликт продолжается/перерастает в новый Конфликт...
4)Условия для создания Конфликта аннулированы извне, но персонаж завершает Конфликт и расхлебывает последствия по своей воле.